Артём Стромилов: Вторая жизнь разграбленной железной дороги (17.12.2015)
Стоимость строительства линии составила 32 млрд рублей, из них 24 млрд — из федерального бюджета, 8 млрд — средства ГМК «Норильский никель».
Фото: Артём Стромилов
Пока что станцию Нарын-1 под городом Борзя, от которой начинается железнодорожная линия до Газимурского Завода, иначе как полустанком и не назовёшь. Пара домиков около путей и никакого перрона. Однако факт её появления всё же говорит о том, что многострадальная и пресловутая дорога Нарын — Лугокан, необходимая для освоения месторождений юго-востока Забайкалья, хоть и в сильно урезанном виде, но борется за жизнь. Более того,строителям пришлось сильно постараться, чтобы устранить последствия разграбления путей и выйти на финишную прямую, запустив 15 декабря рабочее движение по недостроенной дороге. Вот только примерно 3,5 года назад на том же месте происходило ровно то же самое.
Открыли и забыли
Проект освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкалья официально начал свой путь после выхода распоряжения правительства РФ в 2006 году. Железную дорогу, названную «Нарын — Лугокан» — по наименованию маленького разъезда Нарын на юге Александрово-Заводского района и несуществующей станции Лугокан, начали строить в 2008-м как плацдарм для развития пяти полиметаллических месторождений. Она должна была связать будущие горно-обогатительные комбинаты с Транссибирской магистралью. Столь крупный и амбициозный проект решено было реализовать на принципах государственно-частного партнёрства. Большую часть денег из Инвестиционного фонда России пообещало правительство страны, остальное — главный инвестор — горно-металлургическая компания «Норильский никель».
Но проект оказался не прост на подъём. Из-за немедленно возникших финансовых проблем из планов пришлось вычеркнуть освоение Култуминского, Лугоканского и Солонеченского месторождений,оставив только Быстринское и Бугдаинское, а дорогу по проекту укоротить на 202 километра.Соответственно изменилась и конечная точка железнодорожной линии — с Лугокана на Газимурский Завод, в районе которого сейчас строится Быстринский горно-обогатительный комбинат. А отправной точкой по документам стала станция Нарын-1.
На тот момент генеральный подрядчик — компания «Инжтрансстрой» — к лету 2012 года, через сопровождавшиеся финансовыми неурядицами годы, заявила, что железнодорожные пути от станции Нарын-1 до Газимурского Завода протяжённостью в 226 километров проложены. На торжественную церемонию закладки «золотого звена» в Борзю тогда был приглашён первый губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин. Он и вколотил то самое «звено», а на дороге было официально запущено рабочее движение (с тех пор рабочий поезд проехал тут всего раз), о чём телеграммой был извещён президент России Владимир Путин. Оставалось достроить необходимую железнодорожную инфраструктуру, и один из основных этапов крупного инвестпроекта страны можно было считать реализованным. Но в планы вмешались непреодолимые обстоятельства, в том числе и… Олимпиада в Сочи.
Генподрядчик бросил все свои силы на строительство олимпийских объектов, а потом и вовсе в марте 2014 года объявил себя банкротом. В июле того же года журналисты ГТРК «Чита» сенсационнозаявили, что железнодорожная ветка, строительство которой сравнивали чуть ли не со вторым БАМом, пришла в негодность — стальная колея ржавеет, шпалы рассыхаются, насыпь размыло.Постаралось и местное население, часть дороги растащили на металлолом. Дошло до того, что в Борзинском районе даже появилось специализированное преступное сообщество, похитившее с путей одних деталей на 8 миллионов рублей.
К слову, за пару дней до выхода того самого сюжета в эфир Владимир Путин подписал поручение и потребовал завершить первый этап создания транспортной инфраструктуры для освоения месторождений юго-востока Забайкальского края. В названии проекта по-прежнему фигурировал«Нарын — Лугокан», а дорога от станции Нарын-1 (Борзя) до Газимурского Завода аккуратно называлась лишь участком новой железнодорожной линии, но было понятно, что на сегодняшний день это и будет основная линия. Новым подрядчиком взамен разорившегося «Инжтрансстроя» сталакомпания «Тындатрансстрой». На 15 декабря 2015 года был намечен ввод объекта во временную эксплуатацию. Событие состоялось, от станции Нарын-1 вновь отправился «первый» рабочий тепловоз, правда, первых лиц региона на церемонии, как в 2012 году, не было. Может быть,побоялись сглазить.
Президент в курсе
«Верхние строения пути, искусственные сооружения готовы для приёма во временную эксплуатацию.За этот год строители исправили те недостатки, недоделки, какие-то моменты негативные, которые были на этой дороге», — кратко отрапортовал на церемонии ввода линии во временную эксплуатацию представитель генподрядчика Владимир Богданович, после чего дал разрешение на отправку тепловоза от станции.
Аплодисменты, неуверенное «Ура», тепловоз с парой вагонов укатился вдаль. Все понимают,что работы впереди ещё много, нужно освоить миллиард рублей и не допустить повторения истории.
«Дорога ещё не окончена, требуется обеспечение связью, сигнализацией, электроснабжением, но для перевозки грузов, необходимых для строительства Быстринского ГОКа и создания инфраструктуры на железнодорожной линии всё уже создано. Окончательно строительно-монтажные работы по плану будут завершение в июне 2016 года, после этого начнутся паспортизация, оформление заключения о соответствии Ростехнадзором, передача имущества на баланс заказчикам — государству и ГМК«Норникель». Официальный ввод в эксплуатацию линии произойдёт до конца 2016-го», — подчеркнул руководитель Читинского проекта ПАО ГМК «Норильский никель» Станислав Лучицкий.
На церемонию запуска линии из Москвы приехал и заместитель руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Евгений Луковников. Агентство с самого начала назначено ответственным за реализацию проекта, ведь деньги государственные выделены не малые — 24 миллиарда рублей, плюс 8 миллиардов вложил инвестор.
«Этот год стал знаменательным, он определили дальнейшее развитие проекта строительства новой линии. В июне мы запустили в постоянную эксплуатацию автомобильный путепровод (мост,построенный через железнодорожные пути в Борзе — авт. ). Сегодня вводим во временную эксплуатацию участок от станции Борзя до Газимурского Завода. Мы находимся в парке Нарын,путевое развитие здесь закончено полностью, но в 2016 году во время сезонных работ тут появятся опоры, на станции появится освещение. Также на линии будет возведено ещё четыре станции — как раздельные пункты для организации движения поездов на участке Нарын — Газимурский Завод. Сам проект имеет довольно широкое обозрение не только в субъекте, но и находится под контролем у руководителя нашей страны. Сегодня мы, реализуя один из этапов, докладываем непосредственно президенту, что участок дороги строится, что нет у нас здесь бросовых работ и федеральные средства,которые выделены на развитие, реализуются», — заверил Луковников всех собравшихся в тот день на станции.
Воровать будет нечего
Конечно, хорошо, что поставлены вполне реальные сроки и задачи, но так было и 3,5 года назад.Плачевный результат мы увидели в 2014-м. Поэтому меня волновало несколько вопросов. Где гарантия, что железную дорогу вновь не растащат на запчасти? Получит ли линия своё продолжение до Лугокана, или эти планы уже в прошлом?
На первый ответил представитель «Норникеля» Лучицкий: «Когда дорога эксплуатируется, воровать некому и нечего. Воровство происходит, когда дорога стоит, когда за ней никто не следит».
Не очень-то убедительно.
Ответ на второй вопрос дал Евгений Луковников: «Нельзя сказать, что всё когда-либо будет в прошлом или будущем, это вопрос следующих строек и следующих поколений. Давайте закончим то,что мы сейчас начали, и посвятим максимум усилий, чтобы к октябрю 2017 года запустить Быстринский ГОК в эксплуатацию. Это самое основное. А перспектива есть всегда, тем более мы не останавливаемся на достигнутом. Мы сейчас рассматриваем ещё несколько месторождений, которые находятся гораздо ближе, чем Лугокан, чем Солонеченское. Эти месторождения находятся в районе Бугдаина и они примыкают к этой же железнодорожной инфраструктуре. У них гораздо больше шансов для развития, чем те участки, до которых нужно ещё много чего строить и подводить».
В сухом остатке из гигантского проекта с более чем 400-километровой железной дорогой и пятью горно-обогатительными комбинатами в 2015 году мы имеем укороченную почти в два раза линию,которая запущена только во временную эксплуатацию, и строящийся Быстринский ГОК, чей запуск намечен на 30 октября 2017 года. По крайней мере, два этих объекта уже сегодня можно реально потрогать руками, а также быть уверенным, что, судя по нынешним ценам на медь и железо,продукция комбината будет востребована. Так и хочется сказать, что начало положено, но это было бы неправдой. Начали ещё раз, так вернее.
- - -
Участок железной дороги от станции Нарын-1 (Борзя) до села Газимурский Завод, построенной для работы горно-обогатительных комбинатов на юго-востоке Забайкальского края, запущен во временную эксплуатацию 15 декабря, сообщает корреспондент ИА «Чита.Ру».
Как пояснил руководитель читинского проекта компании «Норникель» Станислав Лучицкий эта дорога позволит доставлять оборудование и материалы для строительства Быстринского горно-обогатительного комбината в Газимуро-Заводском районе, а во время его работы — полученную продукцию объёмом до 4 миллионов тонн в год.
«Сейчас дорога будет работать только на нужды строительства, а продукция появится в конце 2017-го,так как открытие комбината запланировано на 30 октября 2017 года. Дорога, конечно, ещё не закончена, так как требуются работы по обеспечению связи и электроснабжения. Эти мероприятия будут выполнены в 2016 году. После этого участок пройдёт паспортизацию, получит заключение Ростехнадзора и будет передан на баланс железной дороги», — сказал Лучицкий.
Заместитель руководителя федерального агентства железнодорожного транспорта Евгений Луковников пояснил, что Нарын-1 — это первая из пяти станций на железной дороге. По его словам, на строительство участка было потрачено 32 миллиарда рублей, из которых 8 миллиардов вложил«Норильский Никель», а остальное — федеральный бюджет. Неизрасходованным остался 1 миллиард рублей, на который в 2016 году будут выполнены оставшиеся работы.
Железная дорога Нарын — Лугокан была заложена в 2008 году и строилась в основном за счёт государства в рамках частно-государственного партнёрства по освоению пяти полиметаллических месторождений юго-востока Забайкальского края. В ходе строительства частный инвестор — «Норильский никель» — добился сокращения её протяжённости по проекту в два раза — с 425 до 223 километров, количество ГОКов сократилось с пяти до двух — Быстринского (полиметаллическое месторождение,основными металлами которого является медь, золото и железо) и Бугдаинского (полиметаллы, в основном молибден). В итоге дорога была построена от железнодорожной станции Борзя до Газимурского Завода. В 2012 году в торжественной обстановке была проведена церемония завершения строительства.
Строительством железной дороги занималась компания «Инжтрансстрой», которая в марте 2014-го объявила о банкротстве из-за проблем при строительстве олимпийских объектов в Сочи. Без обслуживания ветка Нарын — Лугокан начала приходить в негодность, летом того же года губернатор Константин Ильковский говорил, что её демонтированные части распродают по всей Сибири. В декабре 2014-го власти заявили, что строительство железной дороги продолжит трест«Тындатрансстрой».
- - -
Временная эксплуатация железнодорожной линии позволит отправлять груз, оборудование, материалы, необходимые для строительства Быстринского ГОКа. В период работы комбината по железной дороге будет перевозиться продукция в объеме до 4 млн тонн в год.
Запуск во временную эксплуатацию новой железной дороги является частью второго этапа строительства Быстринского ГОКа. К концу же третьего, заключительного, этапа будет построено порядка десяти раздельных пунктов станций для организации движения поездов на участке «Нарын — Газимуровский завод». Также будет произведена электрификация станции Нарын, откуда планируется отправка поездов по двум направлениям: на юг региона в сторону Китая и на север в сторону Транссиба.
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
Артём Стромилов
Источник: chita.ru/ http://1line.info/