Жители Курил Закрыли Вопрос (21.02.2019)

ВЦИОМ обнародовал результаты своего масштабного исследования, в рамках которого опросом было охвачено две трети жителей Южных Курил (7695 человек). Социологи посетили большинство населенных пунктов, включая маленькие поселки с численностью до 50 жителей, и работали в трех форматах: опрос поквартирный, на предприятиях и в местах скопления людей (кинотеатры, магазины).
Вопрос был сформулирован следующим образом: «Как Вы считаете, Россия должна или не должна передать Японии южные острова Курильской гряды?»

Исследование показала феноменально высокую долю противников передачи, причем с минимальными различиями по островам. На Итурупе она составила 97 процентов, на Кунашире – 96 процентов, на Шикотане – 92 процента. В среднем же 96 процентов жителей южнокурильских островов считают, что Россия не должна передавать эти территории Японии.

Стоит напомнить, что в январе тот же ВЦИОМ провел на Курилах обычное социологическое исследование на данную тему. Оно показало, что 77 процентов курильчан против передачи, так что никаких сюрпризов новое исследование принести не могло.

Сюрпризом можно считать только то, что при фронтальном опросе противников передачи оказалось почти на 20 процентов больше, чем при выборочном. Почему возникло данное расхождение, должны разбираться специалисты ВЦИОМ со своими методиками формирования выборки и ее соблюдением при работе на местах.

Однако факт проведения нового опроса, а еще важнее его формат (по сути, аналогичный плебисциту) заставляют задаваться рядом куда более значимых вопросов: с какой целью и по чьему заказу проводилось столь сложное и дорогостоящее мероприятие? На Курилы высадился целый «десант» московских социологов, в то время как для обычных соцопросов работают местные партнеры ВЦИОМ по присылаемым методикам. И главное – какие последствия за собой он повлечет?

Данные вопросы представляют еще больший интерес, учитывая нынешнюю стадию российско-японского территориального спора. Видится, что эти два обстоятельства связаны между собой самым непосредственным образом.

Спор по поводу Курил между Россией и Японией вот уже много десятилетий находится в тупике. Связано это с тем, что для обеих сторон уступки, которые от них требуются для достижения решения, неприемлемы.

Однако переговорный процесс неизменно продолжается, то периодически активизируясь, то вновь затухая. Связано это, в значительной степени, с позицией России, которая оставляет дверь приоткрытой, вместо того, чтобы, согласно доминирующим общественным настроениям, прямо заявить, что «Курилы – наши» и окончательно закрыть тему.

Однако данная позиция Москвы носит во многом вынужденный характер.

Преемственность и соблюдение обязательств (хотя бы формальное их соблюдение) являются базовыми принципами, которых придерживаются российские власти во внешнеполитической сфере. Волюнтаристский отказ от договоренностей, пусть даже достигнутых десятилетия назад совсем другими людьми и в совсем иных условиях, для Кремля неприемлем.

В случае Курил таковой является Московская декларация 1956 года, по которой наша страна пообещала Японии передать Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора. В глазах Кремля у него нет формальных оснований для отказа от данного документа, а позиция «обстоятельства изменились, поэтому мы передумали» для него недопустима.

Во всяком случае, таких оснований у Москвы не было до последнего времени. Однако возможно теперь все изменилось.

Тему «надо спросить мнение жителей Курил» подняла не Россия. Это сделала Япония, причем на высшем уровне, поскольку данную идею полтора месяца назад высказал лично премьер-министр страны Синдзо Абэ.

Тогда это вызвало резкую отповедь Москвы, потому что японский премьер совершенно недопустимым образом попытался вмешаться в сферу, являющуюся исключительной прерогативой России и ее властей.

Однако, похоже, господин Абэ совершил даже более роковую ошибку, нежели просто вызвал раздражение Москвы своим неприемлемым вмешательством во внутрироссийские дела.

Введя тему vox populi в сложившийся формат территориального спора, он сделал по-настоящему царский подарок Кремлю – тот формальный повод, который может освободить Москву от оков декларации 1956 года.

Проведенный ВЦИОМ опрос недвусмысленно указывает, что Кремль не намерен упускать представившуюся возможность. А как конкретно это будет реализовано, покажут уже ближайшие месяцы.

Источник
/ Мнение автора может не совпадать с позицией редакции /
21.02.2019







Обсуждение статьи



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта