Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с первым заместителем Председателя Совета министров, Министром иностранных дел Государства Кувейт шейхом С.Х.Ас-Сабахом, Сочи, 10 ноября 20 (10.11.2015)

В Сочи по результатам переговоров глав Российской Федерации и Кувейта состоялась совместная пресс-конференция министров иностранных дел двух стран Сергея Лаврова и С.Х. Аль-Сабаха. В ходе своего выступления С. Лавров сообщил о создании в столице Иордании Амане Информационного центра, аналогичного созданному Россией, Ираном , Ираком и Сирией в Багдаде.

Уважаемые дамы и господа,

Только что завершились переговоры между Его Высочеством Эмиром Кувейта С.А.Ас-Сабахом и Президентом Российской Федерации В.В.Путиным. Нам с моим коллегой и другом Министром иностранных дел государства Кувейт С.Х.Ас-Сабахом поручено сообщить вам об их результатах.

Его Высочество Эмир впервые посещает Российскую Федерацию в качестве главыГосударства Кувейт. Но в своей прошлой деятельности он многократно бывал в нашей стране, прежде всего, как Министр иностранных дел, занимавший этот пост несколько десятилетий.

Его Высочество шейх С.А.Ас-Сабах стоял у истоков установления дипломатических отношений между нашими странами в 1962 году. Но история наших дружеских связей между Россией и Государством Кувейт уходит гораздо глубже – в начало ХХ века. Уже тогда военные корабли Российской Империи посещали с дружественными визитами побережье Кувейта. В годы Второй мировой войны кувейтяне оказывали помощь в организации транзита, поставок по лендлизу  по т.н. «иранскому маршруту».

Наши отношения традиционно дружественные, доверительные и взаимоуважительные. Сегодня главы государств подтвердили наличие хорошего потенциала для их дальнейшего углубления.

Повестка дня переговоров подтвердила многогранность наших двусторонних отношений, о чем свидетельствуют подписанные документы – об облегчении визового режима, развитии контактов в сфере культуры и гуманитарных связей, а также о сотрудничестве в области транспорта и военно-технического взаимодействия. Особо выделю Меморандум о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, а также договоренность о создании дополнительной инвестиционной платформы, которая теперь будет исчисляться миллиардом долларов США (инвестиции со стороны Кувейта), через которую наши кувейтские партнеры участвуют во всех без исключения инвестпроектах Российского фонда прямых инвестиций.

В гуманитарной сфере отметим состоявшийся в мае этого года в Государстве Кувейт кинофестиваль советских и российских фильмов о войне (планируем аналогичный фестиваль на следующий год), а также предстоящие уже в этом месяце гастроли в Кувейте всемирно известного ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева.

Сегодня лидеры много внимания уделили международной повестке дня. Констатировали совпадение или близость позиций по всем основным проблемам современности, включая, конечно же, проблемы региона Ближнего Востока и Севера Африки. В отношении сирийского кризиса у нас общие позиции – необходимо как можно скорее остановить боевые действия, прекратить кровопролитие и немедленно начать политический процесс между представителями Правительства и всех оппозиционных групп.

Мы очень ценим инициативную роль Кувейта, лично Его Высочества шейха С.А.Ас-Сабаха в мобилизации международной помощи для ослабления гуманитарных последствий сирийского кризиса, прежде всего, в том, что касается беженцев.

Наши руководители также рассмотрели ситуацию в Ираке, Ливии, Йемене. С большой озабоченностью обсудили многолетний тупик в ближневосточном урегулировании, в том что касается палестинской проблемы.

В целом у наших государств общая позиция – любой кризис в регионе, как, собственно, и в других частях мира, должен быть урегулирован народами соответствующих стран при активной, но учитывающей местные реалии помощи международного сообщества.

Конечно же, для всех нас приоритетом номер один является непримиримая борьба с т.н. «Исламским государством» и прочими террористическими группами, которые угрожают не только Сирии и Ираку, где создан т.н. халифат, но и другим странам региона, в том числе Кувейту. Мы убеждены, что победить это зло можно только сообща, консолидировавшись на прочной основе международного права, без двойных стандартов, руководствуясь, прежде всего, задачей не допустить, чтобы террористы захватили власть в той или иной стране региона.

Для нас было очень важно услышать оценки происходящего в регионе из уст такого уважаемого, многоопытного политика, дипломата и государственного деятеля, как Его Высочество шейх С.А.Ас-Сабах.

На основе результатов этого визита и переговоров мы с моим коллегой и другом продолжим сотрудничество по всем указанным направлениям, как по двусторонней линии, так и в том, что касается развития стратегического партнерства между Российской Федерацией и Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). 

Вопрос (адресован С.В.Лаврову): В ближайшие дни в Вене состоится вторая многосторонняя встреча по урегулированию сирийского кризиса. Насколько близки на данный момент позиции региональных игроков по двум спискам – списку террористических организаций и списку оппозиции, которая готова садиться за стол переговоров с представителями Правительства САР?

С.В.Лавров: Новая многосторонняя встреча по сирийскому урегулированию планируется на ближайшие выходные. Мы хотим, чтобы на этой встрече был сделан шаг, а, желательно, два вперед по реализации того, о чем договорились в Вене 30 октября и что отражено в соответствующем Заявлении. Я имею в виду, прежде всего, договоренность о списке террористических организаций, чтобы ни у кого не возникало сомнений и колебаний в том, что касается ориентации той или иной вооруженной группы. Это принципиально важно. Все согласны, что, когда параллельно с началом политического процесса будет объявлено о прекращении огня, эта договоренность (о прекращении огня) не будет касаться террористических организаций, которые по-прежнему будут считаться законной целью для всех, кто с оружием в руках противостоит угрозе «на земле» и «в воздухе». Ясно, что двигаться вперед без внесения полной ясности в этот вопрос невозможно. Также невозможно продвигаться вперед по другому направлению, о чем прямо записано в Заявлении от 30 октября с.г., а именно в том, что касается запуска политического процесса под эгидой ООН между представителями Правительства САР и оппозиции. На встрече 30 октября было одобрено соответствующее приглашение Специального посланника Генерального секретаря ООН по Сирии С.де Мистуры, который должен начинать действовать, созывать встречи между сирийским правительством и оппозицией. Но пока у нас опять же нет ясности в том, что касается списка оппозиционных групп, который всеми бы поддерживался и представлял бы весь спектр оппонентов нынешнего режима. Разумеется, речь идет о политических оппонентах, а не о экстремистах и террористах.

Внесение полной ясности в оба эти вопроса (относительно списка террористических организаций и списка оппозиции для переговоров с режимом) является ключом к успеху предстоящей в Вене второй многосторонней встречи. Если вместо конкретной работы над этими двумя вопросами кто-то опять будет выдвигать абстрактные идеи, например, «давайте сменим режим, и все само собой утрясется», то, конечно, никакого успеха на этой встрече достигнуто не будет.

Российская сторона настроена на конструктивную работу. Свои предложения по террористическому списку и по списку объединенной оппозиции мы давно передали партнерам. Они давно обещали ответить взаимностью, но как-то «припозднились», и пока от них мы ничего не получали. Надеемся, что от них в ближайшие дни поступят предложения, иначе, повторю, очень сложно будет о чем-то разговаривать на Венской встрече.

Вопрос (адресован обоим министрам): Какие возможности открываются для Кувейта и России в борьбе против международного терроризма? Будут ли созданы конкретные механизмы между двумя странами для решения региональных проблем?

С.В.Лавров: Как мы с моим коллегой и другом уже сказали, борьба с терроризмом для России и для Государства Кувейт – это приоритет. Мы будем устанавливать дополнительные контакты, углублять контакты между соответствующими службами, которые занимаются предотвращением терактов и террористической экстремистской активности. Будем это делать на двусторонней основе, но мы открыты и к любым другим, более широким форматам с тем, чтобы бороться с этим злом максимально эффективно. Думаю, что вполне актуально подумать о том, чтобы очередная министерская сессия стратегического диалога между Россией и ССАГПЗ была, в том числе, посвящена сопоставлению оценок и подходов к борьбе с терроризмом с тем, чтобы выработать совместные, максимально эффективные пути.

В универсальном масштабе мы продолжим сотрудничество в рамках ООН, которая играет центральную роль в мобилизации международного сообщества на борьбу с терроризмом. В рамках ООН существуют соответствующие структуры, включая контртеррористический Комитет при Совете Безопасности ООН.

В сугубо сирийском измерении, как Вы знаете, Россия с партнерами создала в регионе Информационно-координационный центр в Багдаде, где вместе с нашими экспертами работают специалисты Ирана, Ирака и Сирии. Информационный центр создан также в столице Иордании г.Аммане. К этим структурам путь открыт для любого государства, которое заинтересовано вносить свой вклад конкретно по борьбе с терроризмом в Сирии.





10.11.2015

http://www.mid.ru/
Вид деятельности: Политика

Обсуждение



Ваше имя:
Ваша почта:
Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Вверх
Полная версия сайта
Мобильная версия сайта