Политологи: остановить Трампа не удастся, республиканцам грозит раскол (03.03.2016)
В 12 штатах США состоялись предварительные партийные выборы. В них победили демократ Хиллари Клинтон и республиканец Дональд Трамп.
Истеблишмент республиканской партии США не сумеет помешать Дональду Трампу получить номинацию единого кандидата от партии, что может привести к расколу партии и даже ее развалу, считают российские эксперты.
Во вторник сразу в 12 штатах США состоялись предварительные партийные выборы. Как и ожидалось, лидеры предвыборной гонки демократ Хиллари Клинтон и республиканец Дональд Трамп укрепили свои позиции: оба кандидата одержали победу в семи штатах, в том числе, в нескольких ключевых регионах. Вторые места по итогам праймериз заняли демократ Берни Сандерс и республиканец Тед Круз.
Остановить Трампа не удастся
Вероятность того, что Дональд Трамп выиграет номинацию единого кандидата от республиканцев, после прошедшего "Супервторника" достигает 80%, полагает политолог, американист Дмитрий Дробницкий.
"Сейчас ситуация в праймериз обеих партий подчиняется классическому закону 80-20, то есть пока что приложено 20% усилий и взято 80% результата, поэтому вероятность (того, что Трамп и Клинтон одержат победу в номинациях своих партий – ред.) – 80%", — сказал Дробницкий в рамках прошедшего в среду в пресс-центре "Парламентской газеты" круглого стола, посвященного итогам "Супервторника".
Однако, добавляет он, теперь обоим кандидатам придется приложить значительные усилия, чтобы "сломать сопротивление собственному выдвижению". По его словам, теперь "люди со связями и с деньгами" будут уделять еще больше внимания тому, чтобы остановить Трампа.
"Истеблишмент постарается сделать так, чтобы у Трампа не было 50%+1 делегатов. Они постараются устроить что-то на съезде. Другое дело, что это немедленно вызовет бунт непосредственно на самой партийной конференции, бунт в низах партии", — уверен Дробницкий.
По мнению Дробницкого, остановить Трампа будет сложно. "Он показал себя потрясающе стойким, опытным, расчетливым бойцом. Извне кажется, что это не очень симпатичный балагур, который удачно шутит. Это очень расчетливый, жесткий, взвешенный человек, который прекрасно знает, что он делает, что он будет делать завтра и послезавтра. Он прекрасно играет, как в шахматы", — уверен Дробницкий.
Как считает политолог, заместитель главного редактора газеты "Известия" Борис Межуев, остановить Трампа сейчас может только полное объединение всех сил республиканской партии в поддержку одного альтернативного кандидата, однако этот вариант маловероятен.
"Остановить (Трампа) может только одно. Это если вдруг весь республиканский истеблишмент откажется стопроцентно от всяких иных вариантов и попыток остановить Трампа и просто поддержит Теда Круза как единственно возможного кандидата. Но этого, мне кажется, не произойдет. Все-таки очень сильный разрыв культурный, политический, какой угодно между этим истеблишментом и Тедом Крузом. Не смогут они сейчас в него вложиться как в основного кандидата. Не смогут перестроиться и собрать воедино весь кулак республиканской партии, не смогут увидеть в Крузе свою последнюю надежду. Слишком на другое они ставили", — рассуждает Межуев.
В этой ситуации республиканцев, вероятно, ждет раскол, предполагает он. Часть из них попробует влиться в ряды сторонников Трампа, другая часть согласится отдать ему номинацию на пост единого кандидата от республиканцев, но затем постарается остановить его на основных выборах. "Это будет раскол партии. Одна часть уйдет с Трампом, другая перейдет в другую партию. Но остановить Трампа не удастся", — заключает Межуев.
Раскол республиканской партии
Как отметил директор Института политических исследований Сергей Марков, нынешняя предвыборная кампания привела к тому, что впервые в американской истории серьезно обсуждается вопрос о возможном развале одной из двух ключевых партий страны, республиканской.
Однако для республиканского истеблишмента подобный развал – не такая уж большая жертва, если это позволит не допустить Трампа до власти, уверен Дробницкий.
Между тем, симптомы глубокого внутреннего кризиса в стане республиканцев очевидны, считает журналист, американист Михаил Таратута.
"Лидер (республиканского) большинства в Сенате, Митч Макконнелл, готовит сенаторов к жизни при Клинтон следующие четыре года, и это уже достояние гласности. Идут в Лос-Анджелесе тайные совещания среди основных спонсоров республиканской партии о том, что, возможно, надо отдавать деньги демократам в том случае, если Трампа номинируют и он станет кандидатом официальным от республиканцев", — говорит Таратута.
"Это уже один из серьезнейших показателей того, что эта партия не то, что в глубоком кризисе находится, а просто на грани развала… Есть признаки того, что они просто уничтожат партию ради того, чтобы Трамп не стал президентом", — полагает он.
Иинфраструктура вражды
Страх республиканского истеблишмента перед Трампом во многом объясняется заявлениями миллиардера о желании сменить ряд важнейших внешнеполитических приоритетов США, считает Межуев.
"Страх перед Трампом — это страх перед тем, что вдруг в момент сильнейшего обострения отношений с Россией он вдруг начинает вызывающе говорить слова симпатии. Вот реальная причина страха", — сказал он.
По мнению Межуева, этим Трамп наносит удар интересам значительной части вашингтонских элит. "За этим стоят отношения с Саудовской Аравией по Сирии, с Турцией, с Украиной, с Восточной Европой. И вдруг приходит человек, который говорит — а я все это спишу одним росчерком пера из бюджета, все эти организации, которые занимаются вот этим провоцированием отношений с Россией. Это огромные деньги, огромные интересы, огромные карьеры. Огромная инфраструктура вражды, которая за это время никуда не делась, вот сейчас она просто пойдет под нож", — объясняет Межуев.
"Впервые за многие годы появляется человек, который говорит — я действительно поставлю точку в холодной войне. Со всеми вытекающими оргструктурными последствиями. Все остальное — ну простили бы. А это действительно затрагивает жизненные интересы огромных слоев в Вашингтоне", — добавляет он.
Однако путь эскалации внешнеполитической напряженности между РФ и США — это, по мнению Межуева, "путь в бездну", и советники Трампа "это видят и понимают, что нужно что-то сделать, чтобы это предотвратить".
При этом в своих высказываниях о разрядке отношений с Россией Трамп руководствуется не симпатией к нашей стране, а интересами самой Америки, уверен Таратута. "По-моему, у него соображения экономические, в первую очередь: что нечего разбазаривать казну на смену режимов. Это не вопрос даже России, а вопрос общего подхода — что надо заниматься внутренней экономикой, в первую очередь", — считает он.
С этим согласен и Дробницкий. "Он действительно делает это не из любви к России. Он просто говорит, что вся эта идеологическая надстройка, которая кормится сотнями миллиардов долларов на вражде с одними странами и дружбе с другими, он ее ликвидирует как экономически неэффективную. Так очень давно никто не делал — со времен Эйзенхауэра, наверное", — полагает он.
Одновременно с этим России будет очень важно правильно выстроить свои отношения с Трампом, если он займет кресло главы государства, подчеркивает Дробницкий.
"Конечно, он выступает за добрососедские отношения с Россией — не надо только думать, что Дональд Трамп, столь жесткий с истеблишментом, как президент с нами будет мягким и пушистым. Это будет такой же жесткий переговорщик, но, в отличие от неоконсерваторов, это человек, у которого не будет никаких шор на глазах. Если мы готовы будем с ним играть в игру с ненулевой суммой и действительно всерьез разговаривать о серьезных международных вещах, тогда у нас с ним может получиться. Это очень серьезный политик, просто политик другого рода", — заключает Дробницкий.
03.03.2016
http://ria.ru/
Вид деятельности: Политика