Основные положения антитеррористического "пакета Яровой" вступают в силу (20.07.2016)
Вступили в силу основные положения пакета антитеррористических законопроектов, так называемого "пакета Ирины Яровой».
Основные положения пакета антитеррористических законопроектов, или "пакета (Ирины) Яровой", как его окрестили СМИ по имени одного из авторов, депутата от "Единой России", вступают в силу в среду.
Новации вызвали широкий резонанс в обществе, прежде всего в свете обеспокоенности российских операторов связи, которые опасались увеличения финансовой нагрузки в рамках выполнения установленных требований. С критикой выступали не только депутаты от оппозиционных думских фракций, но и непарламентская оппозиция, бизнес-омбудсмен Борис Титов, президентский Совет по правам человека.
В результате одновременно с подписанием документов президент страны Владимир Путин дал также поручения правительству внимательно отслеживать ход реализации закона, чтобы минимизировать возможные риски, связанные с расходами операторов, а также использованием отечественного оборудования для хранения информации, и при необходимости выступать с соответствующими инициативами.
Пожизненное за международный терроризм
В Уголовном кодексе в числе преступлений против мира и безопасности человечества появился новый состав - "международный терроризм". Таковым считается "совершение вне пределов территории РФ взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов, либо направленных против интересов РФ, а также угроза совершения указанных действий". За эти деяния будет грозить лишение свободы от 10 до 20 лет либо пожизненное заключение. Также пожизненное (либо от 15 до 20 лет тюрьмы) судья сможет назначить за финансирование международного терроризма, если в результате преступлений погибнут люди.
Нижняя уголовная "планка" по статье "теракт" поднимается с 8 до 10 лет и с 10 до 12 лет (если преступление было совершено группой лиц или повлекло смерть человека).
Закон дает новое исчерпывающее определение финансированию терроризма. Под ним в том числе понимается "предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения" террористических преступлений.
Публичные призывы к терроризму или его публичное оправдание в интернете будут грозить штрафом до 1 млн рублей или лишением свободы на срок пять - семь лет. Под публичным оправданием подразумевается "публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании". Участие в террористической организации будет караться тюремными сроками от 10 до 20 лет (сейчас от пяти до 10 лет).
Законом введена новая статья УК, где прописаны санкции за несообщение о подготовке или совершении террористических преступлений. Это будет наказываться штрафом до 100 тыс. рублей, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок. При этом гражданин не будет нести ответственность за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.
Вопросы без ответов
С 20 июля вступают в силу требования к операторам связи и интернет-компаниям о хранении сведений только о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, изображений, звуков и видео. Срок хранения таких данных для операторов - три года, для интернет-компаний - один год. Всю эту информацию также необходимо будет предоставлять по запросу спецслужб.
Кроме того, "пакет Яровой" предусматривает для интернет-компаний обязанность по раскрытию ключей шифрования сообщений при использовании дополнительного кодирования. Нераскрытие такой информации грозит штрафом до 1 млн рублей.
Бизнес пока не до конца понимает, как исполнять новый закон. Президент РФ Владимир Путин, подписав антитеррористический пакет законов, также поручил правительству и ФСБ проработать вопрос минимизации возможных рисков, связанных с реализацией пакета, а также "уточнить этапы применения норм, требующих существенных финансовых ресурсов и модернизации технических средств хозяйствующих субъектов, с учетом необходимости использования отечественного оборудования".
Также правительство и ФСБ должны обратить внимание на требования по раскрытию ключей шифрования и определить критерии внесения интернет-компаний в реестр, для представителей которого обязательно раскрытие информации для декодирования сообщений.
В то же время министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров отмечал, что "в существующем виде в законе есть целый ряд статей, которые не позволяет его нормальное правоприменение". Министр пояснял, что к таким вопросам относятся сертификация средств связи, в которых используется кодирование и шифрование, а также вопросы передачи ключей шифрования. Ранее в "Яндексе" заявляли, что порядок и объем хранения сообщений пользователей остаются неясными. Кроме того, компании непонятно, что именно законодатель понимает под кодированием.
Помимо этого, интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев утверждал, что платежные системы будут дискредитированы, если их заставят выдавать ключи шифрования на основании антитеррористического пакета законопроектов. По его словам, ни MasterCard, ни Visa "не отдадут своих ключей".
"Пакет Яровой" также затрагивает и "Почту России", поскольку обязывает операторов почтовой связи с 20 июля установить рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, металлодетекторы, газоаналитическую и химическую аппаратуру. Согласно закону, данная мера позволит предотвратить пересылку оружия, взрывчатых веществ и других запрещенных предметов в почтовых посылках. Однако в законе не уточнены конкретные требования по установке такого оборудования.
По предварительным оценкам "Почты России", на оборудование всех почтовых отделений потребуется более 0,5 трлн рублей, а также более 0,1 трлн рублей - на ежегодное обслуживание и оплату труда персонала, обеспечивающего контроль при приеме почтовых отправлений. Однако, если "после детальной проработки и анализа нового закона, будут найдены решения, не требующие существенных инвестиций и необходимости государственного финансирования", то исполнение закона не повлечет за собой роста тарифов на почтовые услуги, отмечали в "Почте России".
Все эти вопросы должны быть решены только до 1 ноября 2018 г. Таким образом, пока у бизнеса в России нет понимания, что нужно делать.
Отложенное действие
Самые серьезные требования резонансного "пакета Яровой" к операторам связи вступают в силу лишь 1 июля 2018 г. Так, только через два года у них появится обязанность в срок до шести месяцев хранить самый "тяжелый" контент - содержание сообщений, изображения, звуки и видеоинформацию. Сейчас операторы хранят только сведения о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и сообщений. Интернет-компании тоже должны будут хранить сам контент только с начала июля 2018 г.
Операторы связи неоднократно заявляли, что на исполнение требований закона потребуется более 2,2 трлн рублей, причем основная часть этой суммы не зависит от сроков хранения информации. Таким образом, требования о хранении больших объемов информации, предъявляемые к операторам антитеррористическим пакетом, по их мнению, приведут к повышению цен на услуги связи в два - три раза. Глава ФАС Игорь Артемьев, в свою очередь, подчеркивал, что антимонопольная служба не допустит спекуляций на рынке связи из-за "пакета Яровой". Такого же мнения придерживается и глава Минкомсвязи, который уверен, что у авторов закона - депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова - не было цели повысить тарифы на посылки или связь.
В то же время мобильные операторы отмечали, что сократить объем данных, которые необходимо хранить по новому закону, можно с помощью обработки всего массива информации инструментами для анализа и обработки "больших данных" и хранить результаты этой обработки, а не "тяжелый" контент.
Никифоров сообщал, что министерство подготовит поправки к "пакету Яровой" к осенней сессии Госдумы. Минкомсвязи готово рассмотреть предложение о хранении данных о звонках и переписке россиян на государственных серверах в рамках "закона Яровой", но госзаказа на производство оборудования не будет, также заявлял он. По словам Никифорова, создавать оборудование для хранения данных, вероятно, будет пул российских компаний в соответствии с техзаданием, которое операторы разработают вместе с Минкомсвязью.
Новации вызвали широкий резонанс в обществе, прежде всего в свете обеспокоенности российских операторов связи, которые опасались увеличения финансовой нагрузки в рамках выполнения установленных требований. С критикой выступали не только депутаты от оппозиционных думских фракций, но и непарламентская оппозиция, бизнес-омбудсмен Борис Титов, президентский Совет по правам человека.
В результате одновременно с подписанием документов президент страны Владимир Путин дал также поручения правительству внимательно отслеживать ход реализации закона, чтобы минимизировать возможные риски, связанные с расходами операторов, а также использованием отечественного оборудования для хранения информации, и при необходимости выступать с соответствующими инициативами.
Пожизненное за международный терроризм
В Уголовном кодексе в числе преступлений против мира и безопасности человечества появился новый состав - "международный терроризм". Таковым считается "совершение вне пределов территории РФ взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов, либо направленных против интересов РФ, а также угроза совершения указанных действий". За эти деяния будет грозить лишение свободы от 10 до 20 лет либо пожизненное заключение. Также пожизненное (либо от 15 до 20 лет тюрьмы) судья сможет назначить за финансирование международного терроризма, если в результате преступлений погибнут люди.
Нижняя уголовная "планка" по статье "теракт" поднимается с 8 до 10 лет и с 10 до 12 лет (если преступление было совершено группой лиц или повлекло смерть человека).
Закон дает новое исчерпывающее определение финансированию терроризма. Под ним в том числе понимается "предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения" террористических преступлений.
Публичные призывы к терроризму или его публичное оправдание в интернете будут грозить штрафом до 1 млн рублей или лишением свободы на срок пять - семь лет. Под публичным оправданием подразумевается "публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании". Участие в террористической организации будет караться тюремными сроками от 10 до 20 лет (сейчас от пяти до 10 лет).
Законом введена новая статья УК, где прописаны санкции за несообщение о подготовке или совершении террористических преступлений. Это будет наказываться штрафом до 100 тыс. рублей, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок. При этом гражданин не будет нести ответственность за несообщение о подготовке или совершении преступления его супругом или близким родственником.
Вопросы без ответов
С 20 июля вступают в силу требования к операторам связи и интернет-компаниям о хранении сведений только о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, изображений, звуков и видео. Срок хранения таких данных для операторов - три года, для интернет-компаний - один год. Всю эту информацию также необходимо будет предоставлять по запросу спецслужб.
Кроме того, "пакет Яровой" предусматривает для интернет-компаний обязанность по раскрытию ключей шифрования сообщений при использовании дополнительного кодирования. Нераскрытие такой информации грозит штрафом до 1 млн рублей.
Бизнес пока не до конца понимает, как исполнять новый закон. Президент РФ Владимир Путин, подписав антитеррористический пакет законов, также поручил правительству и ФСБ проработать вопрос минимизации возможных рисков, связанных с реализацией пакета, а также "уточнить этапы применения норм, требующих существенных финансовых ресурсов и модернизации технических средств хозяйствующих субъектов, с учетом необходимости использования отечественного оборудования".
Также правительство и ФСБ должны обратить внимание на требования по раскрытию ключей шифрования и определить критерии внесения интернет-компаний в реестр, для представителей которого обязательно раскрытие информации для декодирования сообщений.
В то же время министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров отмечал, что "в существующем виде в законе есть целый ряд статей, которые не позволяет его нормальное правоприменение". Министр пояснял, что к таким вопросам относятся сертификация средств связи, в которых используется кодирование и шифрование, а также вопросы передачи ключей шифрования. Ранее в "Яндексе" заявляли, что порядок и объем хранения сообщений пользователей остаются неясными. Кроме того, компании непонятно, что именно законодатель понимает под кодированием.
Помимо этого, интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев утверждал, что платежные системы будут дискредитированы, если их заставят выдавать ключи шифрования на основании антитеррористического пакета законопроектов. По его словам, ни MasterCard, ни Visa "не отдадут своих ключей".
"Пакет Яровой" также затрагивает и "Почту России", поскольку обязывает операторов почтовой связи с 20 июля установить рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, металлодетекторы, газоаналитическую и химическую аппаратуру. Согласно закону, данная мера позволит предотвратить пересылку оружия, взрывчатых веществ и других запрещенных предметов в почтовых посылках. Однако в законе не уточнены конкретные требования по установке такого оборудования.
По предварительным оценкам "Почты России", на оборудование всех почтовых отделений потребуется более 0,5 трлн рублей, а также более 0,1 трлн рублей - на ежегодное обслуживание и оплату труда персонала, обеспечивающего контроль при приеме почтовых отправлений. Однако, если "после детальной проработки и анализа нового закона, будут найдены решения, не требующие существенных инвестиций и необходимости государственного финансирования", то исполнение закона не повлечет за собой роста тарифов на почтовые услуги, отмечали в "Почте России".
Все эти вопросы должны быть решены только до 1 ноября 2018 г. Таким образом, пока у бизнеса в России нет понимания, что нужно делать.
Отложенное действие
Самые серьезные требования резонансного "пакета Яровой" к операторам связи вступают в силу лишь 1 июля 2018 г. Так, только через два года у них появится обязанность в срок до шести месяцев хранить самый "тяжелый" контент - содержание сообщений, изображения, звуки и видеоинформацию. Сейчас операторы хранят только сведения о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и сообщений. Интернет-компании тоже должны будут хранить сам контент только с начала июля 2018 г.
Операторы связи неоднократно заявляли, что на исполнение требований закона потребуется более 2,2 трлн рублей, причем основная часть этой суммы не зависит от сроков хранения информации. Таким образом, требования о хранении больших объемов информации, предъявляемые к операторам антитеррористическим пакетом, по их мнению, приведут к повышению цен на услуги связи в два - три раза. Глава ФАС Игорь Артемьев, в свою очередь, подчеркивал, что антимонопольная служба не допустит спекуляций на рынке связи из-за "пакета Яровой". Такого же мнения придерживается и глава Минкомсвязи, который уверен, что у авторов закона - депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова - не было цели повысить тарифы на посылки или связь.
В то же время мобильные операторы отмечали, что сократить объем данных, которые необходимо хранить по новому закону, можно с помощью обработки всего массива информации инструментами для анализа и обработки "больших данных" и хранить результаты этой обработки, а не "тяжелый" контент.
Никифоров сообщал, что министерство подготовит поправки к "пакету Яровой" к осенней сессии Госдумы. Минкомсвязи готово рассмотреть предложение о хранении данных о звонках и переписке россиян на государственных серверах в рамках "закона Яровой", но госзаказа на производство оборудования не будет, также заявлял он. По словам Никифорова, создавать оборудование для хранения данных, вероятно, будет пул российских компаний в соответствии с техзаданием, которое операторы разработают вместе с Минкомсвязью.
20.07.2016
http://tass.ru/politika/3469543
Вид деятельности: Политика