Последний диалог Обамы и Порошенко. С каким настроем глава Украины поехал в Минск? (11.02.2015)
В преддверии переговоров на высшем уровне в Минске в формате «нормандской четвёрки» состоялись телефонные разговоры между президентами США и России, а также между Бараком Обамой и Петром Порошенко.
Ранее Порошенко объявил о том, что введет военное положение в случае неудачи с переговорами. Кроме того, он сравнил федерализацию с «семенами, которые не приживутся на украинской почве».
Президент РФ Владимир Путин и министр иностранных дел Сергей Лавров едут в Минск на переговоры «нормандской четверки». Свое участие в саммите подтвердили лидеры Германии, Франции и Украины.
Встреча начнется сегодня после шести часов по московскому времени. Глава Украины Петр Порошенко перед отлетом пообещал ввести военное положение, если переговоры в Минске не принесут результата. По его словам, Киев будет добиваться прекращения огня без предварительных условий. Кроме того, он заявил, что Украина останется унитарным государством. «Федерализация — это семена, которые не приживутся на украинской почве», — сказал украинский лидер.
Сейчас в Минске работает контактная группа, и пока приходят самые противоречивые сообщения о достигнутых договоренностях. Накануне вечером появилась информация о том, что стороны согласовали план отвода войск. Утром источник сообщил агентству «Интерфакс-Украина», что никаких договоренностей по ключевым вопросам нет.
В свою очередь, руководитель российского МИД утверждает, что в переговорах есть значительный прогресс. Минувшей ночью состоялся телефонный разговор президентов России и США. Путин дал развернутую оценку обстановки на юго-востоке Украины, сообщила пресс-служба Кремля. Барак Обама в ответ заявил, что цена для России возрастет, если она «продолжит агрессивные действия на Украине».
Последние заявления Обамы и Порошенко перед минскими переговорами прокомментировал Дмитрий Суслов, научный сотрудник Центра европейских и международных исследований факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ.
Дмитрий Суслов: Я думаю, что настроение у всех умеренно оптимистичное, потому что все стороны понимают, что на сегодня альтернативы, кроме как временно взять паузу, не существует. И эта альтернатива губительна для всех без исключения участников конфликта, прямо или косвенно в него вовлеченных. И если сейчас в Минске стороны не договорятся, то, скорее всего, произойдет эскалация конфликта, которая, возможно, выйдет из-под контроля и может обернуться и полномасштабной войной между Россией и Украиной с полномасштабным российским военным вторжением; и еще большим на порядок ужесточением санкций Запада в отношении России, и погружением российско-западных отношений уже в такую реальную «холодную войну» с перспективой военной напряженности по линии соприкосновения уже России со странами НАТО, с новыми страхами ядерной эскалации и так далее. Понятное дело, что этого никто не хочет, это будет означать гибель Украины, в буквальном смысле этого слова, в краткосрочной перспективе, чудовищные трудности для России в среднесрочной перспективе и общее усугубление ситуации для всех.
Барак Обама в Минск не едет, но, во-первых, он вчера звонил Владимиру Путину и говорил достаточно жесткие вещи, если честно смотреть на вопрос. Он же угрожал новыми санкциями. Кроме того, параллельно выходит публикация в BuzzFeed, где Обама прямо как будто Маккейн, достаточно подробно вспоминает про прошлое Владимира Путина в КГБ, о том, что Путин находится ногами глубоко в советском прошлом. Это все как понимать? Ведь, насколько я понимаю, это уже нарушение дипломатического этикета.
Дмитрий Суслов: Главным нарушением дипломатического этикета, мне кажется, было сравнение России с ИГИЛ, которое произнес тот же самый Барак Обама. Это как бы все нормально.
Дмитрий Суслов: С учетом того, что на сегодня российско-американские отношения находятся в ситуации конфронтации и будут находиться таковыми — именно конфронтация — в течение ближайших нескольких лет, может быть, в пределах 10 лет. США однозначно рассматривают Россию как противника, в связи с этим и выстраивают свою политику. Действительно, США напрямую не участвуют в «нормандском формате», но, безусловно, на него влияют и участвуют в нем незримо. Кроме диалога, телефонного разговора Обамы с Путиным можно вспомнить, что совсем недавно Меркель вживую с Обамой общалась, и совершенно точно обсуждала с ним как раз модальности вероятного соглашения в Минске, то есть на какие уступки можно пойти, на какие нельзя. И Соединенные Штаты, разумеется, оказывают на все это большое влияние.
Интерес США очень простой: тактически — это не допустить украинской федерализации, удержать Украину в западной орбите, удержать Украину на антироссийских позициях, как то государство, которое будет западным форпостом в противостоянии Москве, но при этом не допустить опасной эскалации, потому что, да, США хотят добиться успеха над Россией. И я полностью согласен с оценкой российских руководителей, вот, Патрушев недавно дал интервью, что цель США — это произвести смену режима в России. Да, они всего этого добиваются, но при одном очень важном условии, чтобы это не переросло в «горячую войну», которая бы могла вовлечь США в военное противостояние с Россией помимо их воли, здесь вступает в силу пятая статья договора о НАТО, и чтобы эта конфронтация с Россией не стоила Америке больших денег.
Тут еще одну вещь говорит Порошенко: «Федерализация — это семена, которые не приживутся на украинской почве». Это позиция на переговорах.
Дмитрий Суслов: Естественно, Порошенко можно понять, потому что федерализация — это не только автономия и самоуправление Донецка и Луганска, но это участие Донецка и Луганска в управлении всей Украиной. И, соответственно, это означает изменение конституции, это означает, что Порошенко придется делиться властью, вообще, Киеву придется делиться властью и прислушиваться к мнению населения востока Украины не только по таким вопросам, как, на каком языке им общаться с местными сберкассами или другими органами государственной власти, а прислушиваться к их мнению в части политики всей Украины, и, конечно, на это они идти не хотят.
Порошенко сказал, что Украина будет говорить одним голосом с ЕС на сегодняшних переговорах. А ЕС об этом знает?
Дмитрий Суслов: Я не думаю. Скорее, Порошенко говорит одним голосом с голосом Соединенных Штатов, и, разумеется, это просто попытка оказать давление на Россию, что это будет «3+1», не четыре в равном качестве, а якобы будет консолидированная позиция Франции, Германии и Украины против российской позиции. На самом деле, этого не будет, и позиция Германии и Франции отличается разительно от украинской, например, по той же децентрализации и федерализации.
11.02.2015
http://www.bfm.ru
Вид деятельности: Политика